Консультации по теме "Здоровье"

Культурно - гигиенические навыки ребенка

Именно в дошкольном возрасте очень важно воспитать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности, порядку. В эти годы дети могут освоить все основные культурно-гигиенические навыки, научиться понимать их важность, легко, быстро и правильно выполнять. Особое внимание надо уделять детям до пяти лет, которым "самостоятельное" умывание и одевание обычно доставляют большое удовольствие. У детей старшего дошкольного возраста, 5 - 7 лет, следует совершенствовать уже приобретенные навыки и следить за неукоснительным и правильным их выполнением. Навыки и привычки, прочно сформированные в дошкольном возрасте, сохранятся на всю жизнь.

 

 При воспитании культурно-гигиенических навыков большое значение имеет пример окружающих. Если взрослые после утренней гимнастики принимают душ, то и ребенок считает естественным его обязательность. В семье, где родители, старшие братья и сестры не сядут за стол, предварительно не вымыв руки, и для малыша это становится законом. Но общий правильный уклад жизни в семье еще не гарантирует усвоение ребенком всех доступных ему навыков. Их воспитанию приходится уделять специальное внимание.

 

 Прежде всего, следует обеспечить постоянное, без всяких исключений, выполнение ребенком установленных гигиенических правил. Ему объясняют их значение. Но не менее важно помочь ребенку, особенно на первых порах, правильно усвоить нужный навык. Так, например, прежде чем начать мыть руки, надо закатать рукава, хорошо намылить руки. Вымыв руки, тщательно смыть мыло, взять свое полотенце, насухо вытереть руки.

 

 Не следует торопить малыша, если он сосредоточенно повторяет одно и то же действие (например, мылит руки). Тем более не следует выполнять это действие за него. Осваивая навык, ребенок обычно стремится многократно выполнить определенное движение. Постепенно он научается все более самостоятельно и быстро справляться с поставленной задачей. Взрослый только напоминает или спрашивает, не забыл ли ребенок сделать то или другое, а в дальнейшем предоставляет ему почти полную самостоятельность. Но проверять, правильно ли ребенок все сделал, приходится на протяжении всего дошкольного возраста.

 

 Хорошо сформированные навыки выполняются ребенком легко и быстро, по собственной инициативе, без напоминаний. Если он и забудет о каком-либо из них, например прибежит и сядет за стол, не вымыв руки, то малейшего намека, напоминания оказывается достаточно, чтобы он (даже несколько смущенно) исправил свою ошибку. Но если у ребенка соответствующие навыки не сформированы, то выполнение их требует от него больших усилий. Нередко возникают малоприятные и для родителей, и для него "переговоры": "Ваня, ты забыл вымыть руки". - "Они у меня чистые". - "Все равно перед обедом надо вымыть". - "Я их недавно мыл"...

 

 После ночного сна и утренней гимнастики ребенку полезнее всего принять душ. Он моет руки, лицо и освежает все тело под струями воды.  Температура воды (как при всех общих водных процедурах) вначале должна быть близкой к температуре тела. К концу приема душа ее можно снизить на 2° по сравнению с началом, потом опять повысить и снова снизить. Если же душа в доме или на даче нет, детей с 3 - 4 лет следует приучать по утрам мыться до пояса. Необходимо, чтобы после душа или умывания ребенок вытерся насухо.

 

 Раз в неделю ребенка моют особенно тщательно (в этот день моют и голову с мылом). Если ребенок ежедневно не принимает душ или ванну, то его надо купать 2 раза в неделю.

 

 В дошкольном возрасте дети должны и могут усвоить, что мыть руки надо перед едой, после пользования уборной, по возвращении с прогулки, игры с животными и всегда, когда они грязные.

 

 Ноги надо мыть не только перед ночным сном (даже если нельзя было принять общую водную процедуру), но и перед дневным. Особенно важно это правило соблюдать летом.

 

К навыкам личной гигиены, которые ребенок должен усвоить в дошкольном возрасте, относится и уход за полостью рта. С трехлетнего возраста ребенка следует научить полоскать рот, с четырех лет - правильно чистить зубы (сверху вниз - вверх, с наружной и внутренней стороны) перед ночным сном. Утром после сна достаточно полоскать рот. Полоскать рот теплой водой надо и после еды.

 Волосы следует причесывать не реже двух раз в день (и своей собственной расческой!).

Уважаемые родители!

       Обратите внимание на то, знает ли ваш ребёнок   названия частей тела и лица человека, их функции. Знает ли правила личной гигиены, выполняет ли их. Поговорите с ребенком о том, как человек может позаботиться о своем здоровье.

   

1.     «Скажи что делаем?» 

Головой мы (что делаем?) – думаем; ушами… - слушаем; глазами… - смотрим; носом… - дышим, нюхаем; ртом… - едим, пьем, говорим; руками… - берем, держим, трогаем, рисуем и т.д.

 

3.     Попросите ребенка показать левую (правую) руку (ногу), рассказать, что находится слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади.

 

4.      «У кого что?»

 

У птицы клюв, а у меня –

У птицы крылья, а у человека –

У птицы перья, а у человека –

        

Птица клюет, а я –

У птицы птенцы, а у мамы –

Птица летает, а человек

 

5.«Расскажите, какие?» глаза – светлые, ясные, большие, черные и т.д.

 

 6.     «Скажи наоборот».

 

Большой – маленький,

трудолюбивый – ленивый,

 детский – взрослый,

грустный – веселый,

смелый – трусливый,  

злой – добрый,

говорить – молчать,

низкий – высокий,

глупый - умный,

широкий – узкий.

 

 

7.     Подумайте, что у человека по одному, по два: два уха, два  глаза, две щеки, одна голова, одно туловище и т.д.

 

 10. Объясните, почему мы так говорим:

«Хоть бы одним глазом взглянуть».

«Сидеть, сложа руки».

«Пропустить мимо ушей».

 

8.Какое слово не подходит?

 

Кость, окостенеть, кисточка, костлявый, костоправ.

Рука, рученька, ручной, срочно, однорукий.

Палец, палка, пальчик, пальцевой.

Голова, головушка, голый, головастик.

 

9.Что общего и чем отличаются?

 

Девочка и кукла, человек и кот, человек и обезьяна

 

10.Подумай и ответь

Согласование существительных с числительными.

 

Сколько глаз у двух детей? (У двух детей четыре глаза)

Сколько ушей у четырёх мальчиков?

Сколько лап у двух курочек?

Сколько лап у двух кошек?

Сколько пальцев на двух руках?

Сколько ушей у двух мальчиков?

Сколько ушей у двух собак?

Сколько пальцев на правой ноге?

Сколько носов у четырёх мальчиков?

 

11.Один – много

 

 

Лоб – лбы

Рот – рты

Локоть – локти

Нос – носы

Глаз – глаза

Ухо – уши

Щека – щёки

Бровь – брови

Бок – бока

Ноздря – ноздри

Палец – пальцы

Коленка - коленки

 

 

12.Найди ошибку

 

Руками прыгают, а ногами трогают

Глазами нюхают, а носом смотрят

Ушами едят, а ртом слушают

Ногами хлопают, а руками топают

Ногтями берут, а руками царапают

 

13.Как ты думаешь, что случится, если человек перестанет:

 

- умываться;

- чистить зубы;

- есть;

- пить;

- гулять;

- расчёсывать волосы.

 

 

     Ребёнок чётко указывает на упоминаемую в стихотворении часть тела (своего или куклы)

 

 

Есть на пальцах наших ногти,

На руках – запястья, локти.

Тёмя, шея, плечи, грудь

И животик не забудь.

Бёдра, пятки, двое стоп,

Голень и голеностоп.

Есть колени и спина,

Но она всего одна.

Есть у нас на голове

Уха два и мочки две.

Брови, скулы, и виски,

И глаза, что так близки.

Щёки, нос и две ноздри,

Губы, зубы – посмотри!

Подбородок под губой.

Вот что знаем мы с тобой!

 

 

 

Шуточный рассказ «Голова»

 

Жила-поживала голова. Вверху у неё темя, сзади – затылок, по бокам были уши, а впереди было лицо. У головы был трон – шея. Голова важно сидела на шее. А шея с туловищем дружила, шея туловищем дорожила. У туловища были руки и ноги. У рук были лопатки, а у ног пятки. У рук были локти, а у пальцев ногти. Все части тела важны, все человеку нужны!

 

Найди ошибку

 

Ноздри нужны глазам. Ресницы нужны ушам. Подбородок нужен кулаку. Локти нужны ногам. Колени нужны шее. Ногти нужны голове. Затылок нужен пяткам. Лопатки нужны животу.

 

 

Сказка «Великан и Гномик»

Образование слов с увеличительными и ласкательными оттенками.

 

Жил-был Великан. У него был не нос, а  … (носище), не глаза, а … (глазищи), не губы, а … (губищи), не руки, а … (ручищи), не кулаки, а … (кулачищи), не локти, а … (локтищи), не ноги, а …ножищи), не ногти, а … (ногтищи).

У Великана был не дом, а … (домище). А рядом стоял домик, в котором жил Гномик. У него был не нос, а … (носик), не глаза, а … (глазки), не губы, а … (губки), не руки, а … (ручки), не кулаки, а … (кулачки), не локти, а … (локотки), не ноги, а …ножки), не ногти, а … (ноготки).

Великан был громадный, а Гномик малюсенький. Но они весело жили и крепко дружили.

Консультация "Как с пользой провести выходные"

Как с пользой провести семейный вечер.

 

Отвели ребенка в сад,

 

Мама рада, папа рад,

 

Не мешает им никто

 

Делать это, делать то!

 

Час прошел, и два, и три

 

Что-то тягостно внутри…

 

Ну-ка папа быстро в сад –

 

Возвращай дите назад!

 

Ребенок дошкольного возраста, посещающий детский сад, находится в большой и шумной компании своих сверстников. Часто приходя вечером домой, он становится не управляемым, носится, как метеор, кричит, хохочет, легко срывается на слезы… Мама и папа удивляются. А зря! Попробуйте сами провести несколько часов в большой компании – и у вас к вечеру заболит голова, накопится раздражение, появится желание быстрей уйти домой. А ваш ребенок проводит в такой обстановке целый день, поэтому к вечеру бурлящее напряжение готово вырваться вместе со слезами, криками, капризами.

 

Уставшему родителю, придя вечером после работы домой, очень хочется тишины и покоя, но маленький непоседа требует к себе внимания, всячески стараясь привлечь родителей, часто баловством и непослушанием. Вечер может быть спокойным и умиротворенным, но порой он превращается в сущий кошмар как для родителей, так и для ребенка. От чего это зависит? Нередко от нас самих. Главная ошибка родителей, придя вечером с работы сразу же начать заниматься домашними делами, не уделив время для общения с ребенком, а ведь он не видел вас целый день и успел ужасно соскучиться! Согласитесь, никому не понравиться оказаться на месте человека, от которого всячески стараются быстрее избавиться, а дети особенно тонко чувствуют родительское настроение. И так, как же интересно и полезно провести вечер в семье.

 

Всем хорошо известно, что лучший способ общения с ребенком – это игра. Она позволяет раскрепоститься, расслабиться. Постарайтесь соблюдать несколько простых правил. Во-первых, выбор – играть или не играть – должен всегда оставаться за ребенком. Возможно, как раз сегодня он настолько устал, что захочет просто погулять или почитать. Во-вторых, «вечерняя» игра не должна быть шумной, активной, сопровождаться беготней и криками.

 

Хорошо помогает снять напряжение и дать выход энергии игра «Рвакля». Приготовьте ненужные газеты, журналы, бумаги и широкое ведро или корзину. Ребенок может рвать, мять, топтать бумагу, а потом бросать ее в корзину.

 

Все дети любят рисовать, это занятие в конце дня поможет малышу «выплеснуть» на бумагу весь негатив прошедшего дня, либо наоборот: вы можете предложить нарисовать самое приятное и запоминающееся событие дня, а в конце недели провести вместе анализ рисунков и определить самое значимое и важное для вашего ребенка.

 

Также все дети очень любят слушать сказки на ночь, необходимо с детьми обязательно читать, а потом обсуждать то, что прочитали. Если ваш непоседа любит пофантазировать, можете придумывать сказку вместе. Желательно чтобы имена главных героев начинались с букв Ваших имен, им было столько же лет, например, сынишку зовут Сережа, а мальчик в Вашей Сказке будет Сёма, тогда вы сможете с помощью выдуманного героя помочь вашему малышу решить какие либо проблемные ситуации, возникающие в его самостоятельной жизни.

 

Можно играть с ребенком, когда идете домой из детского сада. Я вам предлагаю разноцветную прогулку. Понедельник объявляем желтым днем! Соревнуемся с ребенком, кто быстрее увидит на улице пять (используйте числа, известные ребенку) желтых домов и все квадратное. А какие предметы на улице желтого цвета? Этот цвет теплый или холодный? Какие сказочные герои желтого цвета?

 

Вторник – зеленый день! Игра та же, но ищем все зеленое и круглое.

 

Среда – день красного цвета! В среду мы будем искать буквы, написанные красным цветом. Конечно, попутно мы их будем называть.

 

Четвергу достался голубой цвет! Можно поиграть в игру «земля, воздух и вода». Произносите одно из слов, например, вы сказали «вода», он должен назвать обитателя воды, если «воздух» - назвать птицу, «земля» - насекомое или животное.

 

Пятница пусть будет белой! Посчитаем все белые автомобили, которые нам встретятся, и найдем все предметы треугольной формы.

 

Выходные суббота и воскресенье будут настоящими разноцветными днями! Закрепляем знание разных цветов, и их оттенков у малыша.

 

Давайте возможность детям вам помогать, давайте им различные поручения и не забывайте, что мы воспитываем будущих мужчин – пап, будущих женщин – мам. Можно просто сделать легкий ужин и в его приготовление вовлечь своего маленького помощника.

 

Отличных семейных вечеров Вам, любите своих детей и дружите с ними!

официальный сайт Министерство просвещения  Российской Федерации

https://edu.gov.ru/

федеральный портал "Российское образование" - http://www.edu.ru

информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам" - http://window.edu.ru

единая коллекция цифровых образовательных ресурсов - http://school-collection.edu.ru

федеральный центр информационно-образовательных ресурсов - http://fcior.edu.ru

сайт управления образования администрации МО «Жигаловский район» - http://zhiguo.ucoz.ru

сайт Министерства образования Иркутской области - http://38edu.ru